Ёситака Фунакоши
Даже несмотря на то, что Ёситака Фунакоси или Гиго (смотря как читать кандзи его имени), третий сын мастера Гичина Фунакоши, умер относительно молодым, немногим не дожив до своего 40-летия (осень 1945), его деятельность в далекой перспективе отразилась на современном каратэ.
В то время, как его отец придавал большее значение философской составляющей (образ жизни) каратэ, Ёситака, в свою очередь, был ответственным за разработку и модернизацию методов и техник каратэ своего отца, которые окончательно отделили японское каратэ от первоначального окинавского искусства, придав ему совершенно иной, более традиционный японский вид.
Ёситака начал обучаться каратэ примерно с 12 лет, но еще до этого, в гораздо более юном возрасте, он уже был вхож в мир известнейших мастеров каратэ. Мастер Фунакоси в своей книге Karate-do: My Way of Life, писал, что он нередко брал своих сыновей с собой, когда ходил заниматься у своих учителей Y. Itosu и Y. Azato, где они могли видеть, как он практикуется в ката, а его мастера иногда предлагали им их повторить.
Ёситака не обладал какими-то выдающимися физическими данными от природы, тем не менее, он обладал способностью генерировать чрезвычайно мощные усилия. Он действительно смог достичь феноменального уровня мастерства в каратэ-до, не смотря на свой относительно молодой возраст. В свое время Ёситака считался, и до сих пор считается многими мастерами, непревзойденным мастером всех времен, по крайней мере, технически и физически, например, мастер Shigeru Egami называл его гением каратэ. Эгами также рассказывл, как Ёситака тренировался на макиваре: «его удары были потрясающими; он использовал стойку типа киба дачи, при этом он мог бить по макиваре из позиции свободно опущенных вниз рук, «выстреливая» ими в цель, с почти с полным отсутствием скручивания бедер. Мощь его ударов исходила не из плечевого пояса, она генерировалась всем телом, «фокусирующим» энергию в кулак. Он был способен ударом сломать макивару. Мы очень старались подражать ему и с жесткой силой били по макиваре, тоже пытаясь сломать ее.» ("The Way of Karate, Beyond Technique", Shigeru Egami). Есть множество удивительных историй о Гиго, но сегодня уже очень сложно отличить правду от легенды.
В возрасте 7 лет Ёситаке был поставлен диагноз – «туберкулез», которой в те времена являлся смертельным заболеванием, поскольку еще не было эффективных антибиотиков для его лечения, и по прогнозам медиков, он едва ли бы дожил до 20 лет. Возможно из-за такого фатального диагноза Ёситака тренировался с удвоенной энергией, чтобы успеть достичь в каратэ как можно большего до прихода своей смерти.
Достигнув определенного уровня мастерства, Ёситака начал исследовать возможности модернизации каратэ. Гиго смог преуспеть в этом намного больше, чем его отец, он стал создателем современного каратэ. Например, в старом Тодэ, акцент в техниках делался, в основном, на использовании рук. Ёситака стал также использовать различные техники ног: Mawashi Geri, Yoko Geri Kekomi, Yoko Geri Keage, Fumikomi, Ura Mawashi Geri [хотя, по некоторым сведениям, техника Ura Mawashi Geri была разработана мастером Казе] и Ushiro Geri. Все эти техники уже имелись и ранее в огромном арсенале различных старинных окинавских стилей. Но Ёситака стал бить ногами намного выше уровня колена, чем это было в старинных стилях, а также больше вкладывать силу бедра в удар. Другой модернизацией стало положение тела полубоком (hanmi) в момент выполнения ударов и блоков, а также стремительное скручивание тела по вертикальной оси посредством резкого толчка отставленной назад ноги, так, чтобы тело поворачивалось легко и цельно. Ёситака использовал перемещения в довольно низких стойках, а также применял различные методы, предназначенные для входов с длинных дистанций, что также существенно отличалось от принципов окинавского каратэ.
Самые большие изменения в каратэ Гиго осуществил примерно в 1930-35 гг. Самым революционным стало привнесение в методику обучения практики различных видов кумитэ, в то время как методики обучения его отца в большей мере основывались на практике ката. Гиго модернизировал не только техники каратэ, но и привнес изменения в стратегию боя, а также подвел под это соответствующие методики обучения. Он создал gohon-kumite (пятишаговый спарринг), а также перенял многое другое из кэндо** (** Прежде всего Ёситака взял из кэндо концепцию "Ирими" - контратакующих входов, тактика, на которой строятся все методы и техники в Сётокай. Но не только Ёситака, Морихей Уэсиба также заимствовал концепцию "Ирими" из кэндо.
В 1936 году была опубликована книга мастера Гитина Фунакоси Karate-do Kyohan, в которой он изложил основные виды методов и техник, но самое главное, в ней были опубликованы ката, которые имели изменения в рамках недавно реформированного Ёситакой каратэ. Эта книга может считаться своеобразным моментом рождения каратэ, как нового вида японского боевого искусства, которое выросло из наследия Окинавы, и на это также указывает изменение значения кандзи «Кара», а также переименование ката на более «благозвучные» японские имена.
Ёситака и Гитин Фунакоси в 1943 году опубликовали еще одну книгу Karate-do Nyumon, в которой, как говорят, Ёситака написал технический раздел, а его отец вступление и исторический раздел.
К сожалению, как известно, в результате очень непростой жизни, включающей тяжелый период войны, а также с учетом тяжелых и изнутрительных тренировок, которым Ёситака подвергал себя (даже когда у него началась уже последняя стадия туберкулеза) имея неизлечимое заболевание, которым он заболел еще в раннем детстве, все это привело к тому, что пламя жизни Гиго постепенно угасло.
Можно только предполагать, каким бы было каратэ, если бы Ёситака не умер в столь молодом возрасте.
Полностью статью можно прочесть здесь
В то время, как его отец придавал большее значение философской составляющей (образ жизни) каратэ, Ёситака, в свою очередь, был ответственным за разработку и модернизацию методов и техник каратэ своего отца, которые окончательно отделили японское каратэ от первоначального окинавского искусства, придав ему совершенно иной, более традиционный японский вид.
Ёситака начал обучаться каратэ примерно с 12 лет, но еще до этого, в гораздо более юном возрасте, он уже был вхож в мир известнейших мастеров каратэ. Мастер Фунакоси в своей книге Karate-do: My Way of Life, писал, что он нередко брал своих сыновей с собой, когда ходил заниматься у своих учителей Y. Itosu и Y. Azato, где они могли видеть, как он практикуется в ката, а его мастера иногда предлагали им их повторить.
Ёситака не обладал какими-то выдающимися физическими данными от природы, тем не менее, он обладал способностью генерировать чрезвычайно мощные усилия. Он действительно смог достичь феноменального уровня мастерства в каратэ-до, не смотря на свой относительно молодой возраст. В свое время Ёситака считался, и до сих пор считается многими мастерами, непревзойденным мастером всех времен, по крайней мере, технически и физически, например, мастер Shigeru Egami называл его гением каратэ. Эгами также рассказывл, как Ёситака тренировался на макиваре: «его удары были потрясающими; он использовал стойку типа киба дачи, при этом он мог бить по макиваре из позиции свободно опущенных вниз рук, «выстреливая» ими в цель, с почти с полным отсутствием скручивания бедер. Мощь его ударов исходила не из плечевого пояса, она генерировалась всем телом, «фокусирующим» энергию в кулак. Он был способен ударом сломать макивару. Мы очень старались подражать ему и с жесткой силой били по макиваре, тоже пытаясь сломать ее.» ("The Way of Karate, Beyond Technique", Shigeru Egami). Есть множество удивительных историй о Гиго, но сегодня уже очень сложно отличить правду от легенды.
В возрасте 7 лет Ёситаке был поставлен диагноз – «туберкулез», которой в те времена являлся смертельным заболеванием, поскольку еще не было эффективных антибиотиков для его лечения, и по прогнозам медиков, он едва ли бы дожил до 20 лет. Возможно из-за такого фатального диагноза Ёситака тренировался с удвоенной энергией, чтобы успеть достичь в каратэ как можно большего до прихода своей смерти.
Достигнув определенного уровня мастерства, Ёситака начал исследовать возможности модернизации каратэ. Гиго смог преуспеть в этом намного больше, чем его отец, он стал создателем современного каратэ. Например, в старом Тодэ, акцент в техниках делался, в основном, на использовании рук. Ёситака стал также использовать различные техники ног: Mawashi Geri, Yoko Geri Kekomi, Yoko Geri Keage, Fumikomi, Ura Mawashi Geri [хотя, по некоторым сведениям, техника Ura Mawashi Geri была разработана мастером Казе] и Ushiro Geri. Все эти техники уже имелись и ранее в огромном арсенале различных старинных окинавских стилей. Но Ёситака стал бить ногами намного выше уровня колена, чем это было в старинных стилях, а также больше вкладывать силу бедра в удар. Другой модернизацией стало положение тела полубоком (hanmi) в момент выполнения ударов и блоков, а также стремительное скручивание тела по вертикальной оси посредством резкого толчка отставленной назад ноги, так, чтобы тело поворачивалось легко и цельно. Ёситака использовал перемещения в довольно низких стойках, а также применял различные методы, предназначенные для входов с длинных дистанций, что также существенно отличалось от принципов окинавского каратэ.
Самые большие изменения в каратэ Гиго осуществил примерно в 1930-35 гг. Самым революционным стало привнесение в методику обучения практики различных видов кумитэ, в то время как методики обучения его отца в большей мере основывались на практике ката. Гиго модернизировал не только техники каратэ, но и привнес изменения в стратегию боя, а также подвел под это соответствующие методики обучения. Он создал gohon-kumite (пятишаговый спарринг), а также перенял многое другое из кэндо** (** Прежде всего Ёситака взял из кэндо концепцию "Ирими" - контратакующих входов, тактика, на которой строятся все методы и техники в Сётокай. Но не только Ёситака, Морихей Уэсиба также заимствовал концепцию "Ирими" из кэндо.
В 1936 году была опубликована книга мастера Гитина Фунакоси Karate-do Kyohan, в которой он изложил основные виды методов и техник, но самое главное, в ней были опубликованы ката, которые имели изменения в рамках недавно реформированного Ёситакой каратэ. Эта книга может считаться своеобразным моментом рождения каратэ, как нового вида японского боевого искусства, которое выросло из наследия Окинавы, и на это также указывает изменение значения кандзи «Кара», а также переименование ката на более «благозвучные» японские имена.
Ёситака и Гитин Фунакоси в 1943 году опубликовали еще одну книгу Karate-do Nyumon, в которой, как говорят, Ёситака написал технический раздел, а его отец вступление и исторический раздел.
К сожалению, как известно, в результате очень непростой жизни, включающей тяжелый период войны, а также с учетом тяжелых и изнутрительных тренировок, которым Ёситака подвергал себя (даже когда у него началась уже последняя стадия туберкулеза) имея неизлечимое заболевание, которым он заболел еще в раннем детстве, все это привело к тому, что пламя жизни Гиго постепенно угасло.
Можно только предполагать, каким бы было каратэ, если бы Ёситака не умер в столь молодом возрасте.
Полностью статью можно прочесть здесь